Московский метрополитен

Московский метрополитен — это не только удобный и быстрый способ перемещения по городу, но и настоящий музей под землёй. Многие станции метро являются памятниками архитектуры, искусства и истории, которые отражают разные эпохи и стили. В этой статье мы расскажем о том, как появился и развивался московский метрополитен, какие интересные факты и легенды связаны с ним, а также какие станции стоит посетить, чтобы насладиться их красотой и необычностью.

Московский метрополитен
Московский метрополитен

История московского метрополитена

Идея построить подземную железную дорогу в Москве возникла ещё в конце XIX века, но реализовать её не удалось из-за технических и финансовых трудностей. Первый серьёзный проект метро был разработан в 1902 году инженером П.И. Балинским, который предложил проложить тоннели под Кремлём, Красной площадью и другими центральными улицами. Однако этот проект вызвал возмущение общественности, которая считала его опасным для памятников культуры.

В 1912 году был создан комитет по строительству московского метрополитена, который рассмотрел несколько вариантов трассы, но из-за начала Первой мировой войны и последующей революции работы были приостановлены. В 1923 году Совет народных комиссаров СССР утвердил новый план строительства метро, который предусматривал соединение железнодорожных вокзалов с помощью подземных линий. Однако этот план тоже не был реализован из-за сложной экономической ситуации в стране.

В 1931 году было принято окончательное решение о строительстве московского метрополитена. Стройка началась в 1932 году под руководством Лазаря Кагановича, который был назначен наркомом путей сообщения. Строительство шло с большими трудностями из-за сложных геологических условий, недостатка оборудования и квалифицированных кадров. Тем не менее, уже через три года, 15 мая 1935 года, была открыта первая линия метро — Сокольническая — от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую». На открытии присутствовали Иосиф Сталин, Климент Ворошилов, Сергей Киров и другие высшие чины партии и государства. Первые поездки по метро были бесплатными, а затем стоили 50 копеек.

Первые станции метро были построены в стиле социалистического реализма, который характеризовался пышным декором, монументальностью и патриотической символикой. Станции украшались мрамором, гранитом, бронзой, мозаикой, росписью, лепниной, светильниками и скульптурами. Особое внимание уделялось освещению, которое создавало эффект светового потока. Некоторые станции имели два зала — верхний и нижний — для разделения пассажирских потоков. Каждая станция имела свою тематику и название, связанное с историей, культурой или географией страны. Например, станция «Кропоткинская» была посвящена революционеру Петру Кропоткину, а станция «Комсомольская» — комсомольскому движению.

В 1938 году была открыта вторая линия метро — Арбатско-Покровская — от станции «Площадь Революции» до станции «Курская». В 1941 году началось строительство третьей линии — Замоскворецкой — от станции «Театральная» до станции «Автозаводская». Однако из-за начала Великой Отечественной войны работы были заморожены. Во время войны метро играло важную роль в обороне Москвы. Станции метро использовались как бомбоубежища для населения, а также как штабы и госпитали для военных. В метро также проводились концерты, выставки и лекции для поднятия духа жителей. В 1943 году строительство метро возобновилось, и к концу войны было открыто ещё несколько станций.

После войны метрополитен продолжал развиваться и расширяться. В 1950 году была открыта четвёртая линия — Кольцевая — которая соединила все радиальные линии в единую систему. В 1958 году была открыта пятая линия — Калужско-Рижская — от станции «Октябрьская» до станции «Новослободская». В 1961 году была открыта шестая линия — Таганско-Краснопресненская — от станции «Зарядье» до станции «Беговая». В 1966 году была открыта седьмая линия — Калининская — от станции «Марксистская» до станции «Новогиреево». В 1971 году была открыта восьмая линия — Серпуховско-Тимирязевская.

Московский метрополитен
Московский метрополитен

Архитектура московского метрополитена

Архитектура московского метрополитена отражает разные стилистические тенденции, которые менялись в зависимости от политической и культурной ситуации в стране. Можно выделить несколько основных этапов развития архитектуры метро:

  • Сталинский период (1935—1955). Это было время постройки первых линий метро, которые характеризовались роскошным и пышным декором, напоминающим дворцы. Станции украшались мрамором, гранитом, бронзой, мозаикой, росписью, лепниной, светильниками и скульптурами. Особое внимание уделялось освещению, которое создавало эффект светового потока. Некоторые станции имели два зала — верхний и нижний — для разделения пассажирских потоков. Каждая станция имела свою тематику и название, связанное с историей, культурой или географией страны. Примеры таких станций: «Кропоткинская», «Комсомольская», «Маяковская», «Новокузнецкая», «Площадь Революции».
  • Хрущёвский период (1955—1964). Это было время оттепели и критики культа личности Сталина. В архитектуре метро это проявилось в упрощении и сдержанности декора, а также в использовании новых материалов, таких как стекло, пластик, алюминий. Станции стали более функциональными и экономичными. Появились новые типы станций: колонные, пилонные, односводчатые. Каждая станция имела свою цветовую гамму и геометрическую форму. Примеры таких станций: «Белорусская», «Октябрьская», «Калужская», «Спортивная», «Проспект Мира».
  • Брежневский период (1964—1982). Это было время застоя и консерватизма в политике и культуре. В архитектуре метро это проявилось в повторении уже известных типов и форм станций, а также в использовании стандартных элементов декора, таких как панно, рельефы, фризы. Станции стали более однообразными и скучными. Однако появились и некоторые новшества, такие как подземные переходы между станциями разных линий, эскалаторы с поворотами, автоматические двери на платформах. Примеры таких станций: «Бауманская», «ВДНХ», «Таганская», «Щёлковская», «Кунцевская».
  • Перестроечный период (1982—1991). Это было время перемен и демократизации в обществе и культуре. В архитектуре метро это проявилось в появлении новых тем и мотивов, связанных с современностью, наукой, техникой, спортом, экологией. Станции стали более разнообразными и оригинальными. Появились новые типы станций: глубокозаложенные, поверхностные, надземные. Применялись новые технологии, такие как световые эффекты, звуковое оформление, интерактивные панели. Примеры таких станций: «Боровицкая», «Воробьёвы горы», «Деловой центр», «Международная», «Улица Скобелевская».
  • Постсоветский период (1991—настоящее время). Это время рыночных реформ и глобализации. В архитектуре метро это проявилось в интеграции метро с другими видами транспорта, такими как МЦК, МЦД, монорельс. Станции стали более современными и комфортными. Появились новые элементы декора, такие как граффити, витражи, мозаики, фотографии. Станции отражают разные аспекты жизни города и страны, такие как культура, спорт, образование, бизнес, туризм. Примеры таких станций: «Алма-Атинская», «Пятницкое шоссе», «Ховрино», «Спартак», «ЗИЛ».
moskovskij-metropoliten2

Достопримечательности московского метрополитена

Московский метрополитен не только служит для перевозки пассажиров, но и является настоящим музеем под землёй. Многие станции метро имеют свою историю, легенды и тайны, которые привлекают внимание туристов и жителей города. Среди достопримечательностей московского метрополитена можно выделить следующие:

  • Станция «Площадь Революции». Это одна из самых известных и посещаемых станций метро, которая открылась в 1938 году. Станция украшена 76 бронзовыми скульптурами, изображающими разные типы советских граждан: рабочих, крестьян, солдат, спортсменов, пионеров и других. По легенде, если потереть нос собаки у скульптуры пограничника или носиться на руках у скульптуры матроса, то это приносит удачу. Также на станции есть скульптура Иосифа Сталина, которая была скрыта за панно в 1961 году после его денонсации, но была обнаружена в 1990 году и открыта для посетителей.
  • Станция «Маяковская». Это одна из самых красивых и элегантных станций метро, которая открылась в 1938 году. Станция выполнена в стиле ар-деко и имеет колонный тип. Станция украшена 34 мозаичными панно на потолке, которые изображают сцены из жизни СССР в будущем. Автором панно является художник Александр Дейнека. Во время Великой Отечественной войны на станции проводились концерты и выставки для поднятия духа жителей. Станция названа в честь поэта Владимира Маяковского, который жил недалеко от неё.
  • Станция «Новослободская». Это одна из самых необычных и ярких станций метро, которая открылась в 1952 году. Станция имеет пилонный тип и украшена 32 витражными окнами, которые изображают разные темы: цветы, птицы, звёзды, ангелы, музыкальные инструменты и другие. Автором витражей является художник Павел Корин. В центре станции находится бронзовая скульптура «Мир», которая символизирует окончание Второй мировой войны.
  • Станция «Киевская». Это одна из самых патриотических и торжественных станций метро, которая открылась в 1954 году. Станция имеет два зала — верхний и нижний — и украшена 18 мозаичными панно на потолке и стенах, которые изображают сцены из истории и культуры Украины. Автором панно является художник Алексей Щусев. Станция названа в честь столицы Украины — Киева, с которым Москва имеет давние и дружеские отношения.
  • Станция «Парк Победы». Это одна из самых глубоких и современных станций метро, которая открылась в 2003 году. Станция имеет два зала — верхний и нижний — и украшена мрамором, гранитом, бронзой и стеклом. Станция посвящена Победе в Великой Отечественной войне и находится рядом с одноимённым мемориальным комплексом. На станции есть два эскалатора, которые имеют длину 126 метров и 73 метра соответственно. Также на станции есть автоматические двери на платформах для безопасности пассажиров.

Экскурсии

Видео


Поделиться:

Смотрите так же:
Выставочный зал Манеж
Выставочный зал Манеж
Манежная площадь
Манежная площадь
Третьяковская галерея
Третьяковская галерея
Московский кремль
Московский кремль
Московский Зоопарк
Московский Зоопарк
Вверх