Согласно легенде, Аспендос был основан прорицателем Мопсом или Полипетом после Троянской войны, которая произошла в XIII-XII веках до н.э. Город был назван в честь его первого царя Аспенда. Во избежание набегов с моря, город был построен в 16 км от берега, на высоком холме, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.
В VII-VI веках до н.э. Аспендос входил в состав Ликии - федерации городов-государств на юго-западе Малой Азии. В конце VI века до н.э. город был завоеван персами, которые подчинили себе всю Памфилию. В 469 году до н.э. Аспендос стал местом одной из самых знаменитых морских битв античности - битвы при Эвримедонте, в которой афинский флот под командованием Кимона разгромил персидскую армаду и освободил Памфилию от персидского ига.
В IV веке до н.э. Аспендос перешел под власть Александра Македонского, который завоевал всю Малую Азию. После его смерти город попал под контроль Селевкидов - одного из диадохских царств, возникших на развалинах империи Александра. В II веке до н.э. Аспендос стал частью Пергамского царства, которое было союзником Рима против Селевкидов.
В 133 году до н.э. Пергам стал римской провинцией, а Аспендос - одним из самых процветающих городов региона. Город занимался торговлей зерном, украшениями, вином и лошадьми, которые были очень ценными и известными во всем античном мире. Город также чеканил свою собственную серебряную монету с изображением двух бойцов или двух танцующих женщин. В этот период были построены самые знаменительные сооружения Аспендоса - театр, акведук, базилика, агора, стадион и другие.
В I веке н.э. Аспендос стал частью римской провинции Памфилия, которая включала в себя также города Перге, Сиде, Атталея и другие. В этот период город посетил император Нерон, который был любителем театрального искусства и остался в восторге от аспендосского театра. В III веке н.э. город подвергся нападению готов, которые разграбили и разрушили многие здания.
В 395 году н.э. Римская империя разделилась на две части, и Аспендос вошел в состав Восточной (Византийской) империи. В этот период город начал упадать из-за экономического кризиса, эпидемий и войн. В VII веке н.э. город подвергся набегам арабов, которые пытались завоевать Анатолию. В VIII-IX веках н.э. город был частично восстановлен и укреплен, но уже не достиг прежнего блеска.
В XI-XIII веках н.э. Аспендос стал объектом борьбы между Византией и сельджуками - тюркскими народами, которые пришли из Центральной Азии и создали мощное государство в Малой Азии. В 1207 году н.э. город был окончательно захвачен сельджуками, которые приняли ислам и переименовали его в Белкис. Сельджуки также провели реставрацию театра и использовали его как караван-сарай - торговый и гостиничный комплекс для купцов и путешественников.
В XIV-XV веках н.э. Аспендос стал частью Османской империи, которая объединила под своим контролем большую часть Малой Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и Балканов. В этот период город постепенно опустел и превратился в руины.
В XIX-XX веках н.э. Аспендос стал объектом интереса для европейских ученых и путешественников, которые изучали и описывали его древние памятники. В 1923 году н.э. Турция стала республикой после развала Османской империи и освобождения от европейского вмешательства. С тех пор Аспендос стал одним из самых популярных туристических мест Турции, которое привлекает своей уникальной атмосферой и культурным наследием.
Аспендос - это настоящий рай для любителей античной культуры и архитектуры. Здесь можно увидеть множество сооружений разных эпох и стилей, которые свидетельствуют о богатой истории города. Среди них самым известным и впечатляющим является театр Аспендоса, который считается одним из лучших образцов римского театрального зодчества в мире.
Театр Аспендоса был построен в 155-160 годах н.э. по заказу местного правителя Зенона, сына Теодора, в честь императора Марка Аврелия. Театр был спроектирован архитектором Зенона, который также был его братом. Театр имел вместимость около 15 000 зрителей и состоял из трех частей: оркестры, сцены и зрительницы.
Оркестра - это полукруглая площадка перед сценой, где выступали актеры, хор и музыканты. Оркестра была окружена высокой стеной, которая защищала зрителей от животных, которые иногда использовались в спектаклях. На стене были изображены сцены из мифологии и жизни города.
Сцена - это прямоугольное помещение за оркестрой, где располагались декорации, реквизит и костюмы. Сцена имела три входа: центральный для главных героев, правый для второстепенных персонажей и левый для хора. На фасаде сцены были установлены колонны, статуи и рельефы, которые создавали эффект глубины и перспективы.
Зрительница - это полукруглая трибуна, которая поднималась над оркестрой и сценой. Зрительница была разделена на два яруса: нижний для знати и свободных граждан и верхний для рабов и приезжих. Зрительница также была поделена на 20 секторов посредством лестниц и проходов. Каждый сектор имел свой номер и букву алфавита для удобства посещения.
Театр Аспендоса отличается своей превосходной акустикой, которая позволяет слышать даже шепот актеров на сцене из любого места зрительницы. Это достигается благодаря особой форме и материалам театра, а также грамотному расположению колонн и стен. Также театр имеет свою систему водоснабжения и канализации, которая обеспечивала чистоту и комфорт для зрителей.
Театр Аспендоса сохранился в отличном состоянии до наших дней благодаря тому, что он использовался не только для театральных представлений, но и для других целей. В средние века он служил как караван-сарай для торговцев и путешественников, в османское время он был превращен в крепость и склад, а в новое время он стал местом проведения музыкальных и культурных фестивалей. Сегодня театр Аспендоса является одной из самых популярных достопримечательностей Турции, которая привлекает тысячи туристов со всего мира.
Акведук Аспендоса - это грандиозное сооружение, которое обеспечивало водой город и его окрестности. Акведук был построен в I-II веках н.э. по заказу императора Адриана, который посетил Аспендос в 129 году н.э. Акведук состоял из двух частей: подземной и надземной.
Подземная часть акведука представляла собой туннель, который проходил под рекой Эвримедон и соединял источник воды с городом. Туннель имел длину около 15 км и диаметр около 2 м. Туннель был вырыт в скальной породе и укреплен кирпичами и цементом. Туннель имел несколько шахт для проветривания и очистки.
Надземная часть акведука представляла собой мост, который пересекал долину реки Эвримедон и доставлял воду в город. Мост имел длину около 1 км и высоту около 25 м. Мост состоял из двух ярусов арок, которые поддерживали канал для воды. Канал имел ширину около 1 м и глубину около 0,5 м. Канал был покрыт каменными плитами для защиты от испарения и загрязнения.
Акведук Аспендоса был одним из самых совершенных и долговечных акведуков античности, который работал до XVIII века н.э. Акведук не только снабжал водой город, но и поливал поля, сады и виноградники, которые находились по его маршруту. Акведук также играл роль оборонительной структуры, которая защищала город от нападений с востока.
Сегодня акведук Аспендоса является одним из самых выдающихся памятников инженерного искусства античности, который поражает своими размерами и красотой. Акведук можно увидеть как с берега реки Эвримедон, так и с холма, на котором расположен город. Акведук также служит фоном для фотографий и видео, которые делают туристы, посещающие Аспендос.
Базилика Аспендоса - это большое здание, которое расположено на агоре - центральной площади города. Базилика была построена в IV веке н.э. по заказу императора Константина Великого, который принял христианство как официальную религию Римской империи. Базилика Аспендоса - это большое здание, которое расположено на агоре - центральной площади города. Базилика была построена в IV веке н.э. по заказу императора Константина Великого, который принял христианство как официальную религию Римской империи. Базилика служила как судебный и административный центр города, а также как место собраний и торговли.
Базилика имела прямоугольную форму и размеры около 70 на 25 метров. Базилика состояла из трех нефов - центрального и двух боковых, которые разделялись колоннами. В центре базилики находился трон для судьи, а по бокам - скамьи для обвиняемых и свидетелей. На восточной стороне базилики был апсид - полукруглый выступ, в котором располагался алтарь для христианских обрядов. На западной стороне базилики был нартекс - притвор, в который входили посетители.
Базилика была украшена мозаиками, фресками, рельефами и статуями, которые отражали разные темы и эпохи. На полу базилики были изображены геометрические и растительные узоры, на стенах - сцены из Библии и мифологии, на колоннах - портреты императоров и знатных людей. На фасаде базилики были высечены надписи на латинском и греческом языках, которые сообщали о датах постройки, ремонта и реставрации базилики, а также о дарителях и пожертвованиях.
Базилика Аспендоса была одним из самых величественных и функциональных зданий античности, которое отражало политическую, религиозную и культурную жизнь города. Базилика также была свидетелем многих исторических событий, таких как визиты императоров, восстания населения, войны и мирные договоры.
Сегодня базилика Аспендоса является одним из самых интересных и загадочных памятников античности, которое привлекает своей архитектурой и декором. Базилика можно посетить как часть экскурсии по Аспендосу или как отдельный объект. Базилика также служит местом проведения различных культурных мероприятий, таких как концерты, выставки и фестивали.
Кроме театра, акведука и базилики, в Аспендосе можно увидеть еще много других достопримечательностей, которые свидетельствуют о разнообразии и богатстве культуры города. Среди них можно выделить следующие:
Для того, чтобы получить максимальное удовольствие от поездки в Аспендос, мы рекомендуем следовать нескольким советам:
Посетив Аспендос, вы получите незабываемые впечатления и эмоции, которые останутся с вами на всю жизнь. Аспендос ждет вас!